Педагогическая Шкатулка

учителя английского языка

Ивановой Н.В.

"Учитель может влиять на вечность; он никогда не может сказать, где прекращается его влияние".

Г. Адамс

Добро пожаловать в мою педагогическую мастерскую! 

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Здесь представлены разработки занятий по программе развивающее обучение (Education for Development).

1. Взаимозависимость

Кто помогает?

Возраст: 7-11 лет.

Цель: учить видеть взаимозависимость между группами людей.

Умения: сотрудничество, различение отношений, предсказание последствий.

Материалы: карточки, лист А 4, карандаши, большой лист кальки.

Процедура:

 Шаг 1: Методом мозгового штурма дети называют группы людей, работающих в их школе, по роду их деятельности: директор, учителя, техперсонал, работники кухни, медперсонал, ученики. Названия групп пишутся на карточках.

Шаг 2: Работая в парах, дети называют все возможные пути, которыми тот или иной работник школы помогает всему коллективу. Например, медсестра:                                       

  • помогает детям в случаях травм;

  • помогает учителям вызвать родителей заболевших детей.

Шаг 3: Пара представляет ролевую игру на основе своей карточки: помощник и тот, кому помогают. Остальные дети угадывают, кто помогает.

Шаг 4: Класс обсуждает вопросы:

  • Что вы узнали о взаимоотношениях разных групп людей в школе?

  • Есть ли  группы людей, которые чаще сами оказывают помощь, нежели получают ее?

  • Какова роль учащихся в жизни школы? Что бы вы хотели изменить в ней?

Варианты: дети изучают взаимозависимость в семье,  бизнесе, городе.

Завершающий этап: дети берут интервью у работников школы, чтобы больше узнать о взаимозависимости членов коллектива.

Предметная область: гуманитарный цикл.

Откуда это приходит?

Возраст: 7-11 лет.

Цели: помочь  осознать связь между их сообществом и внешним миром.

Умения: чтение, работа с картами.

Материалы: большая карта мира, булавки, нитки.

Процедура: 

Шаг 1: В течение недели дети записывают в дневник названия продуктов, потребляемых ими, и указывают страны-экспортёры.

Шаг 2: Они соединяют нитью со своей страной страны - экспортёры продуктов.

Шаг 3: Класс обсуждает вопросы:

  • Производится ли большинство продуктов  в нашей стране или импортируется?

  • Удивились ли вы, узнав, откуда привозят продукты?

  • Есть ли страны, из которых мы не получаем продукты? Почему?

  • Выберите одну из стран, экспортирующих продукты в нашу страну. Представьте, что может помешать  экспортировать продукты этой стране в нашу страну?

Варианты: дети исследуют страны-экспортеры игрушек, одежды, видео.

Завершающий этап: дети посещают магазины, чтоб расспросить, почему они закупают товары в разных странах.

Предметная область: история, география, математика (таблицы экспорта).  

 

2 Образы и восприятия

Все дети…

Возраст: 7-11 лет.

Цели: познакомить с концепцией стереотипов на их собственных примерах.

Навыки: анализ, сравнение, критическое мышление, нахождение консенсуса.

Материалы: бумага и карандаши.

Процедура:

Шаг 1:  Уточнить знания  детей о понятии «стереотип».

Шаг 2: В парах, дети пишут как можно больше стереотипов, которые имеют взрослые по отношению к ним. Можно начать так: «Многие взрослые думают, что дети…»

Шаг 3: Дискуссия в классе:

  • Каковы наиболее общие стереотипы о детях?                                       

  • Различаются ли стереотипы о мальчиках и девочках?

  • Почему такие идеи возникают у взрослых?

  • Справедливы ли они? Приносят ли они пользу детям?

  • Есть ли примеры, не подтверждающие эти стереотипы?

  • Что могут дети сделать, чтоб изменить эти точки зрения?

Варианты: Дети обсуждают стереотипы взрослых, родителей, пожилых людей.

Завершающий этап: Дети пишут стереотипные мнения, услышанные ими о других.

Предметная область: Гуманитарный цикл, литература и язык, СМИ.  

3. Социальная справедливость

Права и обязанности

Возраст: 12-15 лет.

Цель: показать связь между правами и обязанностями в их жизни.

Навыки: ассоциативное мышление, прогнозирование результатов, установление связей.

Материалы: листочки бумаги двух цветов, карандаши.

Процедура:

Шаг 1: В группах дети пишут на листочках одного цвета права, которые они имеют.

Шаг 2: На бумаге другого цвета они пишут соответствующие обязанности (Водитель не только имеет право водить автомобиль, но и обязанность соблюдать правила движения.)

Шаг 3: Группы обмениваются перемешанными наборами карточек. Подобрав права и обязанности, группа 1 просит группу 2 проверить правильность соответствий.

Шаг 4:  Обсуждение в классе:

  • Какие права упомянули в отличие от вас члены другой группы?

  • Легко ли было подобрать к правам обязанности

  • Предполагают ли существующие в школе, обществе правила лишь соблюдение прав детей или также выполнение ими обязанностей? Уравновешены ли эти позиции?

  • Завершающий этап: дети иллюстрируют в комиксе  или рассказе случаи  конфликтов между правами и обязанностями; обсуждают права и обязанности взрослых; сопоставляют права ребенка из Конвенции прав ребёнка  с их обязанностями.

Предметная область: гуманитарный цикл.

Справедливые правила/ законы  

Возраст: 12-15 лет.

Цель: помочь найти пути преодоления несправедливости в школе.

Навыки: обсуждение, планирование, классификация, прогнозирование результатов.

Материалы: бумага, карандаши, карточки «Придумай правило…».

Процедура:

Шаг 1: Работая с одной из карточек «Придумай правило…», каждая группа в своём законченном утверждении может  не только запрещать, но и поощрять определённое поведение.

Шаг 2: Группы зачитывают свои утверждения классу, выслушивают дополнения других.

Шаг 3: Всем классом дети классифицируют правила по группам:

  • правила, которые они могут выполнять сами и хотят принять их как правила класса

  • правила, которые они могут выполнить совместно с другими учениками и взрослыми

  • правила, которые они считают невыполнимыми, но хотели бы их иметь.

Шаг 4: В своих группах дети выбирают одно из правил, требующее сотрудничества с другими. Они разрабатывают план, как информировать других людей о необходимости введения этого правила, призывая их к участию (письма, статьи в школьной и местной печати, встречи с важными людьми). Учитель помогает детям осуществить планы.

Варианты: дети обсуждают их школьные правила  с точки зрения справедливости;  дети обсуждают идеальные правила и соответствующие им обязанности.

Завершающий этап: учитель зачитывает статьи из Конвенции о правах ребёнка, дети сравнивают со своими правилами.

Предметная область: гуманитарный цикл, правоведение.

Придумай правило,…(приложение)

1.    которое позволит детям чувствовать себя под защитой  от любой опасности.

2.      которое позволит всем  детям чувствовать уважение.

3.      которое позволит всем детям участвовать во всех школьных делах на равных.

4.      которое даст всем детям равные возможности на учёбу и успех.

 

4. Конфликты и их преодоление

Отражение конфликтов в СМИ

Возраст: 12-15 лет.

Цели: обратить внимание на отражение конфликтов в СМИ; учить преодолевать стереотипы, насаждаемые СМИ, и искать альтернативы насилию.

Навыки: наблюдение, ведение записей, сбор данных, критическое мышление.

Материалы: лист вопросов «Изображение конфликтов в СМИ»

Процедура:

Шаг 1: Дети смотрят любую телепередачу, отражающую конфликт, и отвечают на вопросы задания. Можно исследовать радио, газетные публикации.

Шаг 2: Обсуждение в классе можно представить в форме таблицы:

  • Какие наиболее частые типы конфликтов? (конфликт из-за вещей, чувств, идей)

  • Было ли вовлечено больше мужчин (женщин) в конфликты? В какого рода конфликты чаще вовлечены мужчины (женщины)?

  • Были ли вовлечены в конфликт этнические группы?

  • Каков процент разрешения силой показанных конфликтов?

  • Почему, по-вашему, насилие часто показывают по TV?

Завершающий этап: дети пишут письма в СМИ по поводу обилия насилия в них.

Предметная область: языки, средства массовой информации.

Отражение конфликтов в СМИ (приложение)

Назови телепрограмму (журнал, комикс)  _________________

Дата выхода программы  _____________  Канал/станция _____

Кто конфликтовал? ______________________________________

Чего добивалась одна (другая) сторона? ____________________

Как они пытались решить конфликт?  ______________________

Получила ли одна (другая) сторона то, чего добивалась? _______

Понравился ли вам путь разрешения конфликта?  _____________

Был ли он реальным? Почему?  _____________________________

Были ли другие пути разрешения конфликта?  _________________

Как специальными приёмами изображалось насилие? (музыка, свет)

Какие чувства вызвала у тебя эта программа?  __________________

 

5. Перемены и будущее

Интервью о переменах в микрорайоне/ стране

Возраст: 7-11 лет.

Цели: дать понять, что вызывает положительные перемены; показать, что перемены протекают во времени.

Навыки: умение задавать вопросы, слушать, делать записи.

Материалы: бумага, карандаш, магнитофон.

Процедура:

Шаг 1: Перед интервью дети готовят вопросы:

  • Какая ситуация изменила Вашу жизнь в лучшую сторону?

  • Как Вы жили до перемен?

  • Как начались перемены? Что произошло затем?

  • Как Вы сейчас относитесь к произошедшим переменам?

  • Что бы Вы ещё хотели изменить в этом вопросе?

Шаг 2: Пара учащихся берёт в школе (старшие учащиеся – дома) интервью у взрослого из своей семьи, школы, микрорайона. Он должен вспомнить местную или национальную проблему (событие), которая вызвала положительные перемены в его жизни.

Шаг 3: Интервью с помощью магнитофона или записей.

Шаг 4: Дети сообщают классу о том, что они узнали (в брошюре «Перемены»).

Завершающий этап: Дети слушают теле- и радиорепортажи о переменах в их микрорайоне/ стране и обобщают их в таблицах/графиках.

Предметная область: гуманитарный цикл, история.

Профессии будущего

Возраст: 12-15 лет.

Цель: показать, как технологии изменили и продолжают менять нашу жизнь.

Навыки: чтение, оценивание, критическое мышление, предсказание результатов.

Материалы:  объявления о трудоустройстве из газет, приложения.

Процедура: 

Шаг 1: Просматривая в парах объявления, дети отмечают профессии, которые не существовали 100 лет назад, по их мнению.

Шаг 2: Они заполняют лист «Профессии сегодня», включая отмеченные ими профессии. Они объясняют, почему эти профессии  существуют сейчас и не существовали раньше.

Шаг 3: Всем классом дети обсуждают, как технологии и социально-экономические потребности влияли на изменение профессии.

Шаг 4: Две пары совместно заполняют лист «Профессии в будущем».

Шаг 5: Обсуждение в классе:

  • Каких профессий, по-вашему, не будет в будущем?

  • Какие профессии потребуются в будущем?

  • Какую пользу (проблемы) принесёт появление данной профессии?

Завершающий этап: 1. Дети пишут объявление о приёме на работу, которая будет существовать в будущем (какие квалификации, навыки потребуются)? 2. Дети приглашают представителей бизнеса (агентства по найму), чтоб они рассказали о прогнозируемых профессиях будущего.

Предметная область: история, экономика, профориентация.

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Fountain,Susan. Education for Development. A teacher’s resourse for global learning. Heinemann, 1995

 

   

 

 

 

Используются технологии uCoz