Педагогическая Шкатулка

учителя английского языка

Ивановой Н.В.

"Учитель может влиять на вечность; он никогда не может сказать, где прекращается его влияние".

Г. Адамс

Добро пожаловать в мою педагогическую мастерскую! 

   

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ 

В основу данной статьи положена книга Сьюзан Фаунтэйн «Развивающее обучение», 1995. С ней я познакомилась во время семинара по повышению квалификации в США в 1999 году. 

В данном пособии излагается концепция  развивающего обучения (Education for Development), цель которой - воспитать граждан мира, которые смогут жить во взаимозависимом и постоянно меняющемся мире. 

Материал изложен в виде интерактивных занятий, построенных на увлекательном материале и проходящих в атмосфере сотрудничества. В каждом из них присутствуют меж предметные связи.

В ходе занятий учащиеся познакомятся с основными концепциями современного мира: взаимозависимость, образы и восприятия (стереотипы), социальная справедливость, конфликты, перемены и будущее.

Пособие может быть использованы учителями как в процессе обучения, так и воспитания.

1. Что такое развивающее обучение?

ЮНИСЕФ определяет развивающее обучение как процесс, который: «…способствует развитию у детей и молодежи таких отношений и ценностей, как всемирная солидарность, мир, терпимость, социальная справедливость и экологическая осведомленность. Он (процесс - прим. автора) вооружит их знаниями и умениями, которые дадут им возможность развивать эти ценности и изменить свои собственные жизни и их местные и всемирные сообщества».  

                                                         ЮНИСЕФ, 1992

2. Учебный процесс развивающего обучения

ЮНИСЕФ (1991 г.) определяет процесс  развивающегообучения как трех - ступенчатый цикл. В фазе исследования учащиеся собирают, анализируют, синтезируют информацию по определенной теме, проблеме. Они начинают понимать и осознавать ее. В фазе ответа учащиеся знакомятся с разными точками зрения на проблему и вырабатывают свое отношение к ней. Развиваются чувства сопереживания,  ответственности. В фазе действий учащиеся исследуют практические действия для решения проблемы. 

3.Основные концепции развивающего обучения

3.1Взаимозависимость

Понимая взаимозависимость, дети видят мир как систему. Любое изменение в одной из частей повлияет на всю систему. 

Взаимозависимость  актуальна в наше время:

  • драматические перемены  в технологиях транспорта и связи

  • миграция населения, культурные различия и сеть всемирной торговли

  • многонациональных корпораций и международных организаций.

3.2 Образы и восприятия

Образы – это то, что мы  видим (представления о людях и странах, полученные из фильмов, печати и речи). Восприятия отражают, как мы понимаем эти образы.

Педагоги должны воспитывать в детях понимание того, что культура не бывает однородной.  Дети должны научиться видеть истоки своих предрассудков и стремиться к равенству.

3.3 Социальная справедливость

Социальная несправедливость ведет к нищете, безработице, плохому питанию и медицинскому обслуживанию. Она не позволяет личности развить свой потенциал.

Основные документы – Всемирная декларация прав человека (1948), Декларация прав ребенка  (1959), Конвенция о правах ребенка (1989).

3.4 Конфликты и их преодоление

Конфликты возникают не только как результат насилия, но и из-за столкновения идей.

3.5 Перемены и будущее

Учащиеся узнают, как поступки, совершённые в прошлом, повлияли на настоящее, а действия в настоящем влияют на будущее. Будущее не предопределено, его можно изменить.

4. Литература

Fountain, Susan. Education for Development. A teacher’s resourse for global learning. Heinemann, 1995

 

 

Используются технологии uCoz