|
|||||
|
Добро пожаловать в мою педагогическую мастерскую! |
||||
РАЗВИВАЮЩЕЕ
ОБУЧЕНИЕ В основу данной статьи положена книга Сьюзан Фаунтэйн «Развивающее обучение», 1995. С ней я познакомилась во время семинара по повышению квалификации в США в 1999 году. В данном пособии излагается концепция развивающего обучения (Education for Development), цель которой - воспитать граждан мира, которые смогут жить во взаимозависимом и постоянно меняющемся мире. Материал изложен в виде интерактивных занятий, построенных на увлекательном материале и проходящих в атмосфере сотрудничества. В каждом из них присутствуют меж предметные связи. В ходе занятий учащиеся познакомятся с основными концепциями современного мира: взаимозависимость, образы и восприятия (стереотипы), социальная справедливость, конфликты, перемены и будущее. Пособие
может быть использованы
учителями как в процессе обучения, так и
воспитания. 1. Что такое
развивающее обучение? ЮНИСЕФ определяет развивающее обучение как процесс, который: «…способствует развитию у детей и молодежи таких отношений и ценностей, как всемирная солидарность, мир, терпимость, социальная справедливость и экологическая осведомленность. Он (процесс - прим. автора) вооружит их знаниями и умениями, которые дадут им возможность развивать эти ценности и изменить свои собственные жизни и их местные и всемирные сообщества». ЮНИСЕФ, 1992 2.
Учебный
процесс развивающего обучения
ЮНИСЕФ (1991 г.) определяет процесс
развивающегообучения как трех -
ступенчатый цикл. В фазе исследования
учащиеся собирают, анализируют,
синтезируют информацию по определенной
теме, проблеме. Они начинают понимать и
осознавать ее. В фазе ответа учащиеся
знакомятся с разными точками зрения на
проблему и вырабатывают свое отношение к
ней. Развиваются чувства сопереживания,
ответственности. В фазе действий
учащиеся исследуют практические
действия для решения проблемы. 3.Основные
концепции развивающего обучения
Понимая взаимозависимость, дети видят мир как систему. Любое изменение в одной из частей повлияет на всю систему. Взаимозависимость актуальна в наше время:
3.2
Образы
и восприятия
Образы – это то, что мы видим (представления
о людях и странах, полученные из фильмов,
печати и речи). Восприятия отражают, как
мы понимаем эти образы. Педагоги должны воспитывать в детях
понимание того, что культура не бывает
однородной. Дети должны
научиться видеть истоки своих
предрассудков и стремиться к равенству. Социальная несправедливость ведет к
нищете, безработице, плохому питанию и
медицинскому обслуживанию. Она не
позволяет личности развить свой
потенциал. Основные документы – Всемирная
декларация прав человека (1948), Декларация
прав ребенка (1959), Конвенция о правах
ребенка (1989). 3.4
Конфликты
и их преодоление Конфликты
возникают не только как результат
насилия, но и из-за столкновения идей. Учащиеся
узнают, как поступки, совершённые в
прошлом, повлияли на настоящее, а
действия в настоящем влияют на будущее.
Будущее не
предопределено, его можно изменить. 4. Литература Fountain, Susan. Education for Development. A teacher’s resourse for global learning. Heinemann, 1995
|